Опрос

Какие строки романа М. Шолохова «Тихий Дон» вспоминаются Вам чаще?
Мелеховский двор – на самом краю хутора.
Вёшенская – вся в засыпи желтопесков.
Родимая степь под низким донским небом!
За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень.
Казакует по родимой степи восточный ветер.
Омытая ливнем степь дивно зеленела.
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Мелеховский двор – на самом краю хутора.
399 (39%)
Вёшенская – вся в засыпи желтопесков.
87 (9%)
Родимая степь под низким донским небом!
224 (22%)
За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень.
120 (12%)
Казакует по родимой степи восточный ветер.
94 (9%)
Омытая ливнем степь дивно зеленела.
88 (9%)
Архив опросов

Коллекция музея

Иллюстрации книги «Судьба человека»

19 иллюстраций к рассказу «Судьба человека» М.А. Шолохова известных художников Кукрыниксов – Михаила Васильевича Куприянова, Порфирия Никитовича Крылова, Николая Александровича Соколова хранятся в фондах музея-заповедника М.А. Шолохова. Народные художники СССР, Герои Социалистического Труда, лауреаты Ленинской премии, они решили иллюстрировать рассказ Шолохова потому, что «в этом маленьком по размеру произведении увидели огромную, волнующую всех тему – силу советского человека. Силу, которую не смогла сломить даже война с её страшными последствиями: потерей семьи и дома, смерти товарищей, чудовищными страданиями в фашистских концлагерях».

Художники прислали в музей М.А. Шолохова письмо, в котором рассказали о своей работе: «Ещё во время наших поездок по фронтовым дорогам, по освобождённым от немецкой оккупации городам и сёлам, мы увидели немало трагического. Наши бойцы были первыми людьми, перед которыми открывалось огромное человеческое горе, их со слезами радости встречало население, они поднимали на руки осиротевших детей.

Эти воспоминания ожили через много лет после войны, когда мы прочли рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Он написан настолько правдиво и ярко, что перед нашими глазами снова развернулись картины исторического военного времени.

Иллюстрации мы решили делать по воспоминаниям виденного, не ограничивая рисунки темой только этого рассказа. Нам захотелось расширить иллюстративный материал, ввести в книгу ряд дополнительных сюжетов, которых в ней вроде бы и нет, но которые всё же встают перед глазами читателя.  

В цветном отношении мы старались решить всю серию в 2-х планах: почти все сюжеты немецкой оккупации, и особенно концлагеря, изобразили в мрачной тяжелой гамме. И, наоборот, радостные эпизоды, например, встречу Андрея Соколова с Ванюшкой, мы показали в ярком солнечном освещении. В зависимости от темы рисунка мы старались и пейзаж сделать либо радостным, светлым, либо серым, гнетущим.

Как и во всякой работе, мы долго, иногда мучительно, искали типаж, обстановку, картины природы, все время обращались к видимому и пережитому».

 

Валентина Леонова