Опрос

Просим Вас дать оценку качества работы нашего музея. Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Отлично, все устраивает
В целом хорошо
Удовлетворительно, незначительные недостатки
Плохо, много недостатков
Неудовлетворительно, совершенно не устраивает
Затрудняюсь ответить
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Отлично, все устраивает
259 (72%)
В целом хорошо
52 (15%)
Удовлетворительно, незначительные недостатки
13 (4%)
Плохо, много недостатков
10 (3%)
Неудовлетворительно, совершенно не устраивает
10 (3%)
Затрудняюсь ответить
14 (4%)
Архив опросов

Коллекция музея

Донские пейзажи Б.В. Щербакова

17 работ художника Б.В. Щербакова хранятся и экспонируются в музее-заповеднике М.А. Шолохова. Среди полотен – «Курень казачий», «У Белой горы», «Алёшкина балка», «Час заката», «Вёшенская», «Степь родимая», «Бывалые тополя на Мигулянке», «У хутора Лебяжьего» и другие. Три картины – «У хутора Лебяжьего», «Бывалые тополя на Мигулянке», «Дон тихий» – украшают стены Дома-музея М.А. Шолохова.

Борис Валентинович Щербаков (1916-1995) – Народный художник СССР, член-корреспондент Академии Художеств СССР с 1973 года. Его работы передают особый колорит, особую прелесть природы Верхнего Дона.

В 1973-74 гг. Борис Валентинович с женой Зоей Анатольевной работал в станице Вёшенской над циклом донских пейзажей из 40 картин. О трепетном отношении художника к природе шолоховского края мы узнаём из письма Михаилу Александровичу Шолохову (приводится полностью):

«Многоуважаемый Михаил Александрович! Вот уже два месяца нашей московской жизни, и, кажется, только вчера мы простились с Вёшенской и с вами.

Может быть, это потому, что я ничем не мог заниматься, ни о чем ином думать, кроме как о донских пейзажах, покоривших меня. Впервые в жизни, живя полтора месяца среди природы Подмосковья, я не взял кисти в руки, чтобы написать натурный пейзаж, а продолжаю разрабатывать и по мере сил совершенствовать то, что было сделано на Дону. Все время мы с Зоей Анатольевной продолжали изучать ваше четырёхкнижие. Было тяжело и радостно, так как это занятие стало не чтением, а переживанием.

Полувековая даль не уменьшила силы красок, не смягчила остроту ситуации, яркости характеров.

У нас в живописи один только Суриков поднимался до такой высоты в выражении народной драмы. Одним словом, мы ни на день не разлучены с Вами. По возвращении в Москву, в 20-х числах августа, сразу пришлось включиться в подготовку к юбилейной выставке Академии Художеств. Только вчера открылась выставка. Две недели пришлось поработать и над экспозицией, и над картинами.

Это лишило меня возможности насладиться красотами пигарёвского леса и других мотивов в конце августа, как я мечтал, но всё это лишь отодвинулось, но не погасло. Наоборот, у меня родились новые замыслы, более тесно связанные с вашими мотивами, то есть те 36 пейзажей, которые мог бы вам показать сейчас, надо считать первой частью работы.

Анатолий Владимирович Софронов энергично взялся за дело, и сейчас издательство «Советская Россия» готовит альбом моих пейзажей с его статьей, а в «Огоньке» №39 появятся первые ласточки. Впрочем, он, вероятно, информировал об этом. Мы с Зоей Анатольевной часто вспоминаем Марию Петровну, её глаза с какой-то затаенной тревогой, и нам от всей души хочется пожелать вам самого доброго здоровья, хорошего настроения.

Примите наши самые лучшие пожелания и передайте сердечный привет Марии Петровне, с глубоким уважением,

З. Щербакова
Б. Щербаков
11.9.74 г.
г. Москва».

Валентина  Леонова