Коллекция музея
Эскиз к фильму «Тихий Дон»
Эскиз «Григорий и Аксинья» Бориса Дуленкова, выполненный им к фильму «Тихий Дон», - единственная работа художника, хранящаяся в фондах музея-заповедника М.А. Шолохова. Она поступила в 1989 г. от С.А.Мытниковой из Ростова-на-Дону.
Работа, выполненная гуашью, изображает сцену встречи Григория и Аксиньи на берегу Дона. Аксинья поднимается от реки, неся на коромысле воду. Григорий верхом на коне. Эскиз написан с большим мастерством.
Борис Дмитриевич Дуленков был назначен художником-постановщиком фильма «Тихий Дон» вопреки желанию режиссёра С.А.Герасимова, который хотел пригласить на съёмки Ореста Верейского, иллюстратора романа.
Но против утверждения Верейского возражало руководство «Мосфильма». «Вам нужен художник-постановщик или художник-живописец? - спрашивал директор студии Дмитрий Бритиков. - Если постановщик, тогда берите Бориса Дуленкова, он вам всё дело обеспечит. Верейский всё нарисует, но декорации вряд ли построит».
Б.Д. Дуленков, приступив к работе, решил сделать полную раскадровку фильма, нарисовать его кадр за кадром, от крупных планов до средних и общих. Все эскизы он выполнил гуашью.
Работы художника поразили С.А. Герасимова, и он дал согласие сотрудничать с ним. В середине октября 1955 г. режиссёр послал художника в Вёшенскую для знакомства с казачьим бытом.
Б.Д. Дуленков вспоминал: «Мне, в ту пору молодому художнику, поручили постановочную часть картины. Съёмки фильма предполагалось проводить в нескольких основных экспедициях на Дону (по временам года) и в двух сравнительно небольших экспедициях в Ленинграде и в Прикарпатье…
…Готовясь к этой встрече, я заранее составил вопросы, выписал множество цитат, взял на заметку характеристики и описания конкретных мест действия... В течение недели я осматривал и изучал станицу, ездил в отдалённые хутора. Прекрасны, живописны и выразительны пейзажи вокруг Вёшенской, своеобразны разновысокие берега Дона: одни – низкие, пологие, с длинными ярко-жёлтыми песчаными отмелями, другие же, напротив, высокие и крутые. Далее лежала бескрайняя степь, ближе к реке пересекаемая балками и буераками, частью заросшими кустами шиповника и ежевики».
В Вёшенской у Дуленкова были встречи с Михаилом Александровичем Шолоховым, во время последней писатель порекомендовал места натурных съёмок ближе к городу и железной дороге: «Посмотрите внимательно Северский Донец. Убеждён, что там можно выбрать нужные, похожие на нашенские места». Так и получилось: съёмки «Тихого Дона» прошли на Донце, в хуторе Диченском.
Свои воспоминания о встречах с М.А. Шолоховым художник опубликовал в 1985 г. в журнале «Огонёк».
Уже после выхода фильма «Тихий Дон» на экран Б.Д. Дуленков написал картину «Похороны Аксиньи», которую ещё называют «Чёрная Луна». Было выполнено несколько вариантов этой картины, один из них сейчас украшает выставку в Коломенском музее-заповеднике. Судьба остальных эскизов Дуленкова нам неизвестна.
Валентина Леонова
Борис Дмитриевич Дуленков родился в 1918 г. в Москве. В 1951 г. окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии, учился у Ф.С. Богородского, Ю.И. Пименова, Г.М. Шегаля. Работать начал на Центральной студии детских и юношеских фильмов имени М.Горького. В 1969 г. Б.Д. Дуленкову присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР», а в 1982 г. – звание «Народный художник РСФСР». Ушёл из жизни Б.Д. Дуленков в 1992 г.