Опрос

Просим Вас дать оценку качества работы нашего музея. Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Отлично, все устраивает
В целом хорошо
Удовлетворительно, незначительные недостатки
Плохо, много недостатков
Неудовлетворительно, совершенно не устраивает
Затрудняюсь ответить
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Отлично, все устраивает
205 (72%)
В целом хорошо
45 (16%)
Удовлетворительно, незначительные недостатки
9 (3%)
Плохо, много недостатков
7 (2%)
Неудовлетворительно, совершенно не устраивает
8 (3%)
Затрудняюсь ответить
11 (4%)
Архив опросов

Коллекция музея

«Красненькая»

10-рублевую купюру в народе в дореволюционной России называли «красненькая», «красная» или «червонец».

Например, в четвертой части романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» читаем: «Мирон Григорьевич, порывшись в сундуке, достал засаленный платок, развязал его; шелестя хрусткой бумагой, отсчитал десять “красненьких”».

В фондах музея-заповедника М.А. Шолохова хранится коллекция бонистики конца XIX – начала XX века, в которой имеются «красненькие» – государственные кредитные билеты достоинством 10 рублей образца 1909 года.

В обращение кредитные билеты были выпущены 1 декабря 1910 года согласно указу от 29 апреля 1909 года, печатались до 1919 года, находились в обращении до 1 октября 1922 года. По количеству выпущенных литерных серий 10 рублей образца 1909 г. уступают только 3 рублям серии 1905 г., самой ходовой банкноте в денежном обращении предреволюционной России. Десятирублёвая купюра была для населения оптимальным вариантом хранения сбережений: с одной стороны, она была достаточно «дорогой», в которой было выгодно хранить сбережения, с другой – относительно общедоступной.

К началу ХХ века технология печатания денег переживала расцвет. Именно в это время Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг (ныне фабрика Гознак) привлекла к сотрудничеству знаменитых живописцев и граверов - Я. Рейхеля, А. Зауэрвейда, Ф. Лундина, П. Ксидиаса. В результате многолетних творческих поисков был найден образ «русской валюты».

Государственный кредитный билет достоинством 10 рублей был оформлен в светло-красных тонах с органичным вплетением салатного, светло-зелёного и фиолетового тонов. Среди всей серии купюр образца 1909 года это была самая «расцвеченная» купюра: допускалась вариация основного фона банкноты. Среди дошедших до нас кредитных билетов встречаются купюры оттенков от кирпичного до тёмно-розового; рисунок на оборотной стороне имеет вариации от тёмно-фиолетового до коричневатого тонов. В оформлении купюры были видны яркие черты стиля «модерн»: множество символических элементов, отражающих благополучие государства.

Лицевая сторона содержала все основные полезные элементы банкноты: малый государственный герб государства образца 1883 года, номинал, надпись об обмене бумажных денег на золото, факсимильные подписи управляющего и кассира, указывались шестизначный порядковый номер и двухлитерная серия.

На оборотной стороне банкноты печатались три параграфа из указа о правилах их обращения: «1. Размен Государственных кредитных билетов на золотую монету обеспечивается всем достоянием Государства. 2. Государственные кредитные билеты имеют хождение по всей Империи наравне с золотою монетою. 3. За подделку кредитных билетов виновные подвергаются лишению всех прав состояния и ссылке в каторжную работу». Основной композицией и на лицевой, и на оборотной сторонах являлись свешивающиеся пышные гроздья всевозможных плодов и цветов, которые  служили неплохим средством защиты от подделки: кажущаяся симметричность композиции обманчива.

Банкнота печаталась на белой бумаге с водяными знаками. При производстве лицевой и оборотной стороны  использовалась типографская печать по многокрасочной орловской сетке.

Наталья Благодарова
Людмила Кочетова