Опрос

Просим Вас дать оценку качества работы нашего музея. Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Отлично, все устраивает
В целом хорошо
Удовлетворительно, незначительные недостатки
Плохо, много недостатков
Неудовлетворительно, совершенно не устраивает
Затрудняюсь ответить
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Отлично, все устраивает
242 (72%)
В целом хорошо
48 (14%)
Удовлетворительно, незначительные недостатки
13 (4%)
Плохо, много недостатков
9 (3%)
Неудовлетворительно, совершенно не устраивает
9 (3%)
Затрудняюсь ответить
13 (4%)
Архив опросов

Коллекция музея

«Хрестоматийный» портрет Шолохова

Этот снимок обошел многие страны мира, публиковался около 150 раз, был представлен на выставках в Москве, Париже, Лондоне, Праге, Будапеште, Рио-де-Жанейро. К 80-летию писателя портрет был помещён на почтовый конверт  и почтовую   марку.

Николай Георгиевич Кочнев, автор снимка, известный фотопортретист.  Он  создал целую галерею портретов наших   литераторов, но этот знаменитый шо­лоховский портрет является, пожалуй, его самой интересной  работой.

Известно, что сниматься, позировать перед фотокамерой Шолохов не любил. Как же удалось  Н. Г. Кочеву сделать  этот   снимок?

В статье «Фотография Шолохова», которая публиковалась в журнале «Дон» в 1995 году, Н.Г. Кочнев вспоминает: «В январе  1960 года закончился двухгодичный лекторий по фоторепортажу при центральном Доме журналиста. Всем нам, кто занимался там, предложили готовить к дипломной работе три крупноформатные фотографии. «Вот бы Шолохова застать и поснимать», — подумал я тогда.

Вскоре узнаю, что в «Роман-газете» будут     печатать вторую книгу «Поднятая целина». Звоню в редакцию, прошу редактора газеты – Людмилу Никифоровну Стебакову: «Помогите «прихватить»  Шолохова для съемки».

Работа фотокорреспондента зачастую зависит не только от профессионального мастерства,  настойчивости, оперативности, но и от везения, удачи. Об этом говорят многие   «мастера    объектива», ведь      снимок может быть, самый лучший в жизни — это всего лишь миг.

Николай   Георгиевич вспоминает «Я приехал пораньше. Установил   светильники. Поставил стул... Сотрудники узнали, что приехал   Шолохов. Всем хочется посмотреть на него. Один из сотрудников называет имя критика и гово­рит, что тот готовит статью о том, как Шолохов работал над «Поднятой целиной». «Что, он под столом у   меня сидел, откуда он знает, как я работал?», - говорит Шолохов. Все расхохотались. А я успел дважды  нажать затвор «Киева», когда Михаил Александрович, улыбаясь, повернулся к этому сотруднику».

Михаил Александрович жил тогда, в 1960 году, в Староконюшенном переулке. Н.Г. Кочнев быстро сделал пробные снимки, и в тот же день, вечером, приехал домой к писателю. Шолохов внимательно рассматривал все варианты фотографий,   а затем выбрал именно эту, сказав: «Здесь я настоящий казак».

К дипломной работе Н. Г. Кочнев сделал этот же портрет. Получил за него пятерку.

Позже многие журналисты и издатели назвали портрет классическим и хрестоматийным.