Опрос

Какие строки романа М. Шолохова «Тихий Дон» вспоминаются Вам чаще?
Мелеховский двор – на самом краю хутора.
Вёшенская – вся в засыпи желтопесков.
Родимая степь под низким донским небом!
За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень.
Казакует по родимой степи восточный ветер.
Омытая ливнем степь дивно зеленела.
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Мелеховский двор – на самом краю хутора.
399 (39%)
Вёшенская – вся в засыпи желтопесков.
87 (9%)
Родимая степь под низким донским небом!
224 (22%)
За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень.
120 (12%)
Казакует по родимой степи восточный ветер.
94 (9%)
Омытая ливнем степь дивно зеленела.
88 (9%)
Архив опросов

Коллекция музея

Шолоховская фотолетопись Георгия Петрусова

Уникальная коллекция из 40 фотографий фотокорреспондента Георгия Петрусова поступила в Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова в  1986 году от супруги фотокорреспондента Веры Семёновны.

Эти снимки были сделаны в 1938 году, когда руководство журнала «СССР на стройке»,  задумав специальный номер, посвящённый казачеству и писателю М.А. Шолохову, отправило в командировку в станицу Вёшенскую молодого фотокора  Георгия Петрусова. Ему было строго наказано не докучать писателю, не отрывать его от работы, стараться снимать исподволь. Однако получилось так, что фотокорреспондент провёл у гостеприимного хозяина вместо запланированных трёх дней три недели. «В полной мере, – вспоминал потом Петрусов о своем пребывании в Вёшенской, – познал я там, что такое рыбалка, охота…».                        

Задание редакции было не только выполнено, но и перевыполнено: Петрусов сделал много великолепных снимков, часть из которых была опубликована в первом номере журнала за 1939 год.

Его снимки мы воспринимаем и как фотоискусство, и как документальное свидетельство времени. Благодаря Петрусову мы можем перенестись в далекий  август 1938-го и увидеть молодого Шолохова, лучше  узнать писателя, понять его душу и характер. На фотографиях - Михаил Александрович в рабочем кабинете (он работал в то время над второй книгой романа «Поднятая целина»), с земляками, на охоте, рыбалке. Теперь это уже история, которой мы дорожим.

Георгий Григорьевич Петрусов (1903,  Ростов-на-Дону – 1971, Москва) с 1924 года сотрудничал в журналах «Металлист» и «Рабочий-химик», затем в газете «Правда». В 1928–1930 годах заведовал в «Правде» отделом информации, готовил репортаж со строительства Магнитогорского металлургического комбината. С 1930 по 1941 годы Петрусов был фотокорреспондентом журнала «СССР на стройке», а в годы Великой Отечественной войны – Совинформбюро и газеты «Известия». Снимал боевые действия наших войск на разных фронтах. В послевоенные годы работал в Изогизе, в Агентстве печати «Новости». Заслуженный работник культуры РСФСР.

Лариса  Букина