Новости
Каким быть музейному путеводителю?
13.06.2012На этот вопрос сотрудники музея-заповедника М.А. Шолохова искали ответ вместе с другими участниками научно-практического семинара, организованного Государственной Третьяковской галереей и издательством Paulsenна фестивале «Интермузей-2012».
Каждый музей представил собственный путеводитель, и в яркой и довольно эмоциональной беседе научные сотрудники, экскурсоводы, дизайнеры обсуждали роль и значение этих изданий в музейной жизни.
В течение трёх дней, со 2 по 4 июня, участники семинара делились опытом в сфере дизайна, подготовки текстов, решали, какой формат привлекательнее и удобнее для посетителя, что для него предпочтительнее - прочесть путеводитель перед посещением экспозиции или же получить его по завершении экскурсии. Специалисты по маркетингу привели исследования, как влияют музейные издания на посещаемость и удовлетворенность посетителей от похода в музей, какова потребность людей в путеводителе, представили портрет современного покупателя и анализ его возможностей и желаний. Художники, дизайнеры, искусствоведы представили новые методы и подходы в подаче информации о выставках, а также современные графические тенденции.
Музей – пространство культуры и образования, общения и игры, и аудитория его разнообразна. Для любого посетителя очень важно получить интересную, яркую, простую и доступную информацию, понять структуру экспозиции, легко найти наиболее важные или уникальныеэкспонаты, узнать их историю.И не случайно участники семинара пришли к выводу, что такое издание, как путеводитель, должно выпускаться не только в различных форматах, рассчитанных на индивидуальные запросы посетителей, но и с учётом разных возрастных категорий.
Для детей и подростков, частых и желанных гостей музея, просто необходимо издавать красочные путеводители с элементами игр. Во время беседы за круглым столомна тему «Коммуникация с каждым: детские и семейные путеводители»сотрудники Биологического музея имени К.А. Тимирязева рассказали о своем опыте создания путеводителей для детей, представили возможные варианты издания с точки зрения образа музея в сознании юных посетителей и новых образовательных навыков детской аудитории XXI века.
На стенде Государственной Третьяковской галереи мы ознакомились с музейными изданиями разных лет. Здесь можно было проследить эволюцию путеводителя от описей, изданных П.М.Третьяковым, до современных путеводителей по Третьяковской галерее, а также увидеть разработки Paulsen по созданию контента для планшетов на примере Международной выставки «ЭКСПО-2012».
По итогам конкурса музейных путеводителей музей-заповедник М.А. Шолохова отмечен призом и Благодарственным письмом Генерального директора издательства «Паулсен» Э. Дюрана. «Наличие путеводителя у музея говорит о продуманной образовательной и коммуникационной стратегии музея, - подчеркивается в письме. - Сегодня не каждый музей имеет современный путеводитель, поэтому в конкурсе приняли участие немногие участники фестиваля». Обладателем главной награды в номинации «За современный взгляд в создании музейного путеводителя»стал Государственный музей Востока.
Участие в семинаре «Современный музейный путеводитель» для нас стало импульсом к творческому поиску в работе над изданиями музея, помогло изучить опыт отечественных и зарубежных музеев иустановить деловые отношения с издательствами.
Елена Архипова