Новости
«Это самое сильное, самое великое, что было снято о войне»
30.10.202365 лет назад, осенью 1958 года, начались съемки фильма «Судьба человека» по одноименному рассказу Михаила Александровича Шолохова. Это был один из первых советских фильмов о Великой Отечественной войне, где русский солдат прошел через адские муки концлагеря, выжил и отстоял своё право быть человеком, при этом сохранив способность любить. Главную роль Андрея Соколова сыграл сам режиссер Сергей Бондарчук.
Над фильмом работали: сценаристы Ю.Б. Лукин, Ф.Ф. Шахмагонов; режиссер С.Ф. Бондарчук; оператор В. Монахов; композитор В. Баснер; художники И. Новодережкин, С. Воронков. Производство киностудии «Мосфильм». Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» был опубликован в газете «Правда» в конце 1956 – начале 1957 гг. Как только Сергей Бондарчук его прочитал, он загорелся желанием снять по этому произведению фильм. Он рассказывал: «Прочитал – и потом, что бы ни делал, о чем бы ни думал, я видел лишь Андрея Соколова, его мальчонку, его жену, разлив Дона, войну, фашистский концлагерь. Снять этот фильм стало для меня больше чем «творческим планом». Больше чем мечтой. Это стало целью моей жизни».
Фильм снимался в разных местах: в Ростовской области – в каменном карьере, где добывался камень для Волгоградской ГЭС; в Воронеже, на Тамбовской улице. В Калининграде снимались кадры прибытия пленных в лагерь смерти – «Концлагерь Б - 14».
По прибытии в Калининград к съемкам сразу привлекли артистов драматического театра: Агафонику Миропольскую, Николая Семенова, Семена Либмана и ряд других. Со статистами-воинами активно помогал местный гарнизон. А 22 октября 1958-го в «Калининградской правде» появилось объявление: «Московской ордена Ленина киностудии «Мосфильм» требуются мужчины и женщины разных возрастов для участия в массовых сценах при съемках кинофильма «Судьба человека». Желающие должны записаться у представителя студии на стадионе «Авангард».
М.А. Шолохов в своем рассказе «Судьба человека» показал неимоверную силу и дух советского человека. В лаконичной форме он сумел силой таланта создать эпос в миниатюре. И Бондарчуку удалось передать и идею рассказа, и чувства его автора, и страдания, пережитые миллионами советских людей в годы страшной войны.
12 апреля 1959 года картину показали на «Мосфильме». В центре маленького зала сидел и Шолохов с родными. Автор сценария Ф. Шахмагонов вспоминал, что, когда демонстрация закончилась, писатель, как-то холодно простившись с С. Бондарчуком и оператором В. Монаховым, покинул зал. Когда ехали в машине, молчал, потом негромко сказал: «Беспощаден Сергей. Так ему и передай. Беспощаден, а может, так и нужно было. Я до сих пор не могу «выхроматься» – слезы душат…».
В Калининграде премьера «Судьбы человека» состоялась 17 мая 1959-го. Во время просмотра в «Заре» многие плакали. А потом местные газеты целые страницы отводили под восторженные отклики. Такого больше не случалось – ни до, ни после… Несколько лет назад калининградцам предложили назвать любимые фильмы, снятые в янтарном крае. По итогам опроса получилась лучшая десятка, которую составили ленты, упомянутые чаще других. А больше всего голосов собрала «Судьба человека».
Фильм вышел на экраны в 1959 году, за год его посмотрело больше 39 миллионов зрителей в СССР. За эту работу Сергей Бондарчук получил Ленинскую премию, главный приз на Международном кинофестивале в Локарно, Большой приз на Международном кинофестивале в Москве, специальный приз на Международном кинофестивале в Карловых Варах. Родоначальник итальянского неореализма Роберто Росселлини говорил об этом фильме: «Это самое сильное, самое великое, что было снято о войне».
На протяжении долгих лет «Судьба человека» не оставляет читателей и зрителей равнодушными, и рассказ, и фильм получили широчайшее международное признание.
Наталья Тиханова